BELARUSIAN NATIONAL TECHNICAL UNIVERSITY
Branch of BNTU
"Zhodino State Polytechnic College"
Перевести на русский Archive of news
Back to Home page Feedback Sitemap
Шершнёва Татьяна Анатольевна

Шершнёва Татьяна Анатольевна

Методист колледжа

Контактный телефон:

(801775) 32225

Подробнее...




Live and learn (Живи и учись, со значением –
извлекай выгоду из опыта, учения) - 
выражение из американского словаря 
"American Heritage Dictionary of Idioms" 
Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992
    



СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


Кредо педагогического коллектива колледжа

15 мая 2015 года в колледже прошла II научно-практическая конференция педагогов «Успешный педагог – успешный обучающийся»

Данная конференция является значительным событием в жизни филиала БНТУ «ЖГПК». Главная цель проведения конференции заключается в обмене положительным педагогическим опытом и знаниями в сфере учебно-образовательного процесса. Диссеминация передовой педагогической практики полезна всем и, в первую очередь, начинающим преподавателям, а предложенные рекомендации действительно найдут своё применение в практической деятельности как опытных, так и начинающих педагогов. Ведь перенимать, заимствовать всё лучшее, новое, интересное – это норма жизни.

Программа конференции традиционно включала доклады по оценки качества обучения учащихся, а также педагогические находки, аспект которых связан с социализацией выпускников. Именно формирование ценности знания как такового и социально-культурного образования придаёт уверенности нашим выпускникам в будущей самостоятельной жизни в реалиях современного общества. Это и стало визитной карточкой репрезентаций преподавателей в НПК.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась Людмила Александровна Алексеенко, заместитель директора по учебной работе.

«Мало знать, надо применять, мало хотеть, надо делать». © Гёте

Успешность есть рабочий момент любой организованной деятельности. Успешность обучения определяется созданием образовательной среды, в которой благодаря коллективному сотрудничеству (обучающегося, преподавателя, руководителя образовательного учреждения) рождается новое знание и воспитывается взрослеющий человек.

Судить об успешности преподавателя можно на основе разных параметров. Например, на основе его профессионального здоровья, которое определяется удовлетворенностью выполняемой работы, установлением позитивных деловых отношений с обучающимися и коллегами и направленностью на дальнейшее совершенствование.

Несмотря на то, что понятие «здоровье» интересовало ученых с древних времён (Платон, Гиппократ, Авиценна и др.), вопросы профессионального здоровья начали активно обсуждаться только в начале XX века в Англии. В 80-х годы XX столетия ВОЗ даёт такое определение: «Здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние физического, психологического и социального благополучия».

Здоровье педагога – деликатная и многоаспектная проблема. С докладом «Здоровье педагога: профилактика профессиональных заболеваний» в данном проблемном поле выступила Жанна Николаевна Трофимович, председатель цикловой комиссии преподавателей дисциплин естественно-математического цикла, преподаватель информатики и спецдисциплин.

Ж.Н.Трофимович подвела итог своего выступления: успешная педагогическая деятельность должна осуществляться человеком, обладающим профессиональным здоровьем. Ведь только профессонально здоровый педагог может создать условия для формирования здорового поколения.

Приоритетной целью современного образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач современного урока, учебного занятия является формирование у обучающихся способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источнику мотивации и умения учиться. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный маршрут. С докладом по данной проблеме выступила Алла Васильевна Рокач, преподаватель дисциплин естественного цикла, тема выступления «Рефлексия как один из приёмов осознанности усвоения знаний».

Участники конференции согласились с выводами, которые сделала А.В.Рокач:

  • рефлексия направлена на осознание пройденного пути;
  • процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми;
  • рефлексия на УЗ – это и есть этап УЗ;
  • цель рефлексии – выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими;
  • рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются молодому человеку в XXI веке: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Совокупность этих трёх качеств и формирует готовность к успеху.

Помимо обладания хорошим профессиональным здоровьем и рефлексивным поведением, преподавателю важно постоянно поддерживать свою профессиональную компетентность, своё профессиональное умение. Ведь умение – первостепенный фактор успешности.

У большинства педагогов накоплен целый комплекс своих подходов, особых «ключиков» с помощью которых они помогают обучающему успешно усваивать образовательные стандарты ССО.

Как сделать так, чтобы практика и теория комплексно влияли на успешную подготовку будущих специалистов в машиностроении? Возможно через использование практико-ориентированного обучения. С докладом на тему «Практико-ориентированное обучение – залог успешной подготовки будущих специалистов в машиностроении» выступила Юлия Евгеньевна Бибик, председатель цикловой комиссии преподавателей дисциплин специального цикла по специальностям 2-36 01 31, 2-36 01 32, преподаватель спецдисциплин. Она познакомила участников конференции с опытом внедрения практико-ориентированного обучения в изучение дисциплины «Программирование обработки и наладка автоматизированного оборудования».

В своей педагогической деятельности на учебных занятиях преподаватель опирается на принцип «изложение материала от простого к сложному», согласно которому вначале знакомит учащихся с алгоритмом действий по составлению управляющей программы, затем обучает составлению управляющих программ обработки деталей, характерных для производства на машиностроительных предприятиях, при этом применяет информационно-коммуникативные технологии.

Важным моментом является так же использование внутридисциплинарных и междисциплинарных связей. Невозможно составить управляющую программу обработки детали без знания технологии обработки, современного металлорежущего оборудования, режущего инструмента и оснастки.

Для формирования навыков учащихся по составлению и отработке управляющей программы обработки детали преподаватель использует симуляторы (симулятор – это имитатор, механический или компьютерный, имитирующий управление каким-либо процессом). Например, компьютерный имитатор ShopMill, основными преимуществами которого являются:

  1. Систематизация и закрепление знаний учащихся через повторение учебного материала о пульте УЧПУ, режимам его работы и программированию отдельных геометрических элементов.
  2. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся за счет возможности обращения к справке и изучению теоретических положений по возникшему вопросу.
  3. Визуализация процесса составления и отработки управляющей программы.
  4. 3D-моделирование не только полной обработки детали, но и отдельных этапов ее обработки.
  5. Составление управляющей программы как на языке конкретного УЧПУ, так и с точки зрения «технологии обработки детали». Т.е. возможность использования симулятора ShopMill при изучении программирования обработки деталей на фрезерных станках с ЧПУ, а также при изучении систем автоматизированного программирования.
  6. Решение учащимися реальных практических задач.
  7. Самоконтроль и самооценка учащимися полученных результатов отработки управляющей программы. Возможность внесения корректировок, как в ходе составления управляющей программы, так и в процессе или по завершению отработки ее.

Завершила своё выступление Юлия Евгеньевна словами: «В рамках практико-ориентированного подхода повышается эффективность обучения, благодаря повышению личностного статуса обучающегося и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала; развивается интерес учащихся к творчеству. Отрабатывая решение реальных практических задач, обучающиеся становятся более самостоятельными, мобильными и ответственными, что, на мой взгляд, будет способствовать росту их конкурентоспособности на рынке труда».

Убедиться, насколько качественно подготовлен будущий специалист ССО, объективно позволяет итоговая аттестация, формы которой определены в одном из основных нормативных документах – Правилах проведения аттестации учащихся и курсантов при освоении содержания образовательных программ ССО.

В нашем учебном заведении накоплен достаточный опыт работы по подготовке и проведению государственного экзамена по специальности преподавателями цикловой комиссии дисциплин экономического цикла. С докладом по данному проблемному полю выступила Валентина Васильевна Сушкевич, председатель цикловой комиссии дисциплин экономического цикла, преподаватель спецдисциплин, тема – «Государственный экзамен – форма объективной оценки качества подготовки будущих специалистов ССО: опыт подготовки и проведения».

Выступление было актуальным, тем более что Валентина Васильевна отметила дифференцируемый подход к обучающимся. Подготовка обучающихся с разным уровнем обученности, особенно для тех, которые имели проблемы в изучении специальных дисциплин, заключается в составлении для них тематического контроля, направленного на усвоение обязательного минимума ЗУНов. Благодаря глубоко продуманному отбору теоретической части и практических заданий обеспечено соблюдение качественного показателя уровня обученности.

Главная цель УССО состоит в подготовке специалистов для производства, которым не достаточно владеть только теоретической и практической подготовкой, важно обладать ещё и техническим творчеством.

Как сформировать качества, так необходимые и востребованные специалистами машиностроения в будущей профессиональной деятельности? В этом проблемном поле с докладом на тему «Выявление творческих способностей обучающихся посредством организации кружковых занятий: опыт работы кружка «Электромонтёр»» выступил Виктор Эдвардович Буко, преподаватель дисциплин электротехнического цикла, который на практике реализует прикладную направленность образовательного процесса через индивидуализацию, самостоятельность, развитие творческой инициативы возможностями интегративного потенциала коллежа.

Виктор Эдвардович, заканчивая свой доклад, отметил, что одним из условий развития успешности обучающегося является вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, ориентированную на свободный выбор и творчество. Воспитанники кружка демонстрируют высокие результаты научного технического интеллекта в ежегодных НПК учащихся колледжа и на областных и республиканских выставках технического творчества благодаря тому, что кружковые занятия предоставляют безграничные возможности для самореализации и реализации идей и задумок преподавателя и ребят. Неталантливых учащихся нет!

Проблема успеха, успешности обучающегося – в первую очередь, проблема воспитания человека. «Сторонних наблюдателей в этом важном процессе не должно быть», – отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию 29 апреля 2015 года.

Каждая цикловая комиссия направляет свою педагогическую деятельность на воспитание у молодых людей – обучающихся нашего колледжа активной гражданской позиции, формирование высоких моральных качеств и культуры. Это «стержень молодёжной политики».

Вниманию участников конференции был представлен опыт преподавателей цикловой комиссии дисциплин социально-гуманитарного цикла, девиз которой в процессе воспитания человека «СТАНЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ, ГРАЖДАНИНОМ, ПАТРИОТОМ!»

С докладом на тему «Воспитание гражданственности и патриотизма на учебных занятиях белорусского языка и литературы: из опыта работы» выступила Наталья Владимировна Мисюченко, преподаватель дисциплин гуманитарного цикла. Выступление Натальи Владимировны было глубоким, эмоциональным, заинтересованно и внимательно прослушало присутствующими.

«Очень важно, чтобы молодые люди участвовали в развитии общества, учились жить по его законам – правовым и нравственным, становились подлинными патриотами своей Родины», – так определил стержень молодёжной политики Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию.

Как проводится воспитательная работа с обучающимися колледжа в гражданско-патриотическом направлении преподавателями цикловой комиссии дисциплин социально-гуманитарного цикла познакомила Людмила Ивановна Матвеева, председатель цикловой комиссии преподавателей дисциплин социально-гуманитарного цикла, преподаватель истории. Тема её доклада «Молодость. Традиции. Будущее: роль цикловой комиссии в формировании ценностной адаптивной среды по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию обучающихся». Содокладчиком по этой проблеме выступила Елена Николаевна Алейник, заместитель директора воспитательной работе, преподаватель дисциплин гуманитарного цикла.

Научно-практическая конференция педагогов «Успешный педагог – успешный обучающийся» показала, что преподаватели филиала БНТУ «ЖГПК» – творческие, заинтересованные, успешные люди. Успешный педагог – личность, которая помогает другим становиться лучше. Им есть чем поделиться со своими коллегами. И это замечательно! Ведь вырастить успешного в жизни человека – дорогого стоит.

Т.А.Шершнёва, методист колледжа