BELARUSIAN NATIONAL TECHNICAL UNIVERSITY
Branch of BNTU
"Zhodino State Polytechnic College"
Перевести на русский Archive of news
Back to Home page Feedback Sitemap

В помощь куратору

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Родители - главные воспитатели учащихся колледжа. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности учащегося.

Система воспитательной работы складывается на основе взаимодействия преподавателей, кураторов, администрации колледжа и родителей.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

  1. повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
  2. вовлечение родителей в у чебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
  3. участие родителей в управлении (совет профилактики, родительские комитеты, работа СППС).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия колледжа и семьи, на усиление их воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование… Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности:

Традиционные Нетрадиционные
  • Родительские собрания
  • Индивидуальные консультации педагога
  • Посещения семьи на дому
  • Дни творчества детей и их родителей
  • Открытые занятия и мероприятия
  • Помощь в организации и проведении внеклассных дел
  • Помощь в укреплении материально-технической базы колледжа
  • Участие в социологических опросах
  • Переписка с родителями
  • Лекции о воспитании
  • Родительские тренинги
  • Родительские конференции
  • Дискуссии
  • Круглые столы
  • Устные журналы
  • Практикумы
  • Родительские вечера
  • Совместные творческие дела
  • Организация совместных досуговых мероприятий
  • Ролевые игры
  • Встречи с работодателями, фельдшером, психологом…

• КТД - коллективное обсуждение рейтинга эффективности форм взаимодействия куратора и родителей учащихся.

Родительское собрание. Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые и т. д. Каждое собрание требует тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности.

Конференция – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей.

Практикум

Это форма выработки у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. Это можно использовать на родительском собрании. В ходе педагогического практикума преподаватель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и колледжа и т. д.

Открытые занятия

Обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями преподавателя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в колледже. День открытых занятий проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят занятия в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей.

Педагогическая дискуссия или диспут

Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Главный принцип – уважение к позиции и мнению каждого участника. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Темой диспута может служить любая спорная проблема семей¬ного и колледжного воспитания, например: «Выбор профессии — чье это дело?».

Ролевые игры

Это коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Методика ролевой игры предусматривает: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними, предварительно обсудить возможные позиции и варианты поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации

Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учащихся, этим не следует пренебрегать. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Консультации полезны и для преподавателя и для родителя. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

Посещение семьи

Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Кураторы, планируя посещение той или иной семьи, тщательно уясняют себе цель посещения: это и общее ознакомление с условиями жизни учащегося, и решение какого-то конкретного вопроса воспитания, а также анализ причин неуспеваемости, план совместных действий в помощь учащемуся в учебе.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в колледже, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон общения.

Организация совместных досуговых мероприятий

Эффективность воспитательной работы повышается, когда родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 Марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концер¬тов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН… Кроме того, даже не систематические, а единичные коллектив¬ные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в самоуправление учащихся. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является родительский комитет учащихся группы. Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общеколледжный родительский совет (комитет). Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия колледжа и семьи для решения воспитательных задач.

Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи с ССУЗом, а также взаимодействию родителей и преподавателей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся групп и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам преподаватель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

Индивидуальные беседы по телефону причем о каких – либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и неудачах.

Встречи с группами родителей тех обучающихся и студентов, чьи проблемы пребывания в колледже похожи.

Встречи с работодателями. Необходимы особенно накануне распределения для подготовки семей выпускников к выбору места будущего трудоустройства.

Организация встреч с фельдшером по вопросам контроля здоровья обучающихся.

Консультации, тестирование и анкетирование психологом родителей и лекции о психологических особенностях данного возраста.

Педагогам и родителям на заметку

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы преподаватели и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

Колледж может помочь родителям в решение многих вопросов воспитания детей, но он никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.

Помните, если:

  • ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  • ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
  • ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
  • ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
  • ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
  • ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
  • ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
  • ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики.

Памятка родителям:

  • уважайте личность ребенка;
  • чаще проводите досуг вместе с детьми;
  • принимайте участие в делах группы;
  • будьте в курсе дел своего ребенка;
  • контактируйте с куратором
  • общайтесь с друзьями своего ребенка

Стили взаимодействия куратора с родителями учащихся.

Прежде всего приведем некоторые типичные варианты взаимоотношений семьи и учебного заведения (УЗ) в целом.

Первый вариант — формально-административный. «Позиция родителей такова: “Мы вам сдали детей, вот вы их учите и воспитывайте: вам за это деньги платят”. Позиция УЗ: “Вы обязаны контролировать учебу и поведение своих детей, в противном случае мы вызовем вас на педсовет, на административную комиссию, напишем письмо по месту работы”. Связь с семьей осуществляется по телефону и посредством вызова отца или матери в УЗ.

Второй вариант — терпимо-дружественный. Позиция родителей: надо участвовать в жизни группы, где учится ребенок, помогать преподавателю в организации экскурсий. Это хорошо во всем смыслах, но прежде всего для ребенка: к нему будут лучше относиться преподаватели. Позиция УЗ: семья обязана помогать преподавателям в обучение и воспитании детей.

Третий вариант — товарно-денежный. Позиция семьи: знания — товар, который можно купить, если есть свободные деньги. В этом случае не только подбор преподавателей, но и тип учебного заведения может определяться родителями. Позиция учебного заведения: кто платит, тот и музыку заказывает.

Наконец последний вариант - конфликтный. Позиция семьи: учебное заведение — это источник неприятностей, преподаватели - деспоты, творящие произвол над детьми. Но жаловаться бесполезно, да и некому. Это отразится на ребенке. Есть возможность забрать его из учебного заведения —- переводи, нет — терпи. Позиция УЗ: семья смотрит на преподавателей как на обслуживающий персонал, своих обязанностей выполнять не хочет, настраивает детей против преподавателей и начинает непрерывные скандалы. Ну, тогда пусть пеняет на себя.»

Успехов Вам в выборе наиболее эффективного варианта взаимоотношений «куратор – родители учащихся».