БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал БНТУ
"Жодинский государственный политехнический колледж"
Translate to English Архив новостей
Вернуться на главную страницу Электронная приёмная Карта сайта

Инструктивно-методическое письмо (выдержки) «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования в 2017/2018 учебном году»

Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году»

    ИМП (выдержки) «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 уч. году»

    Актуальные направления воспитательной и идеологической работы в 2018/2019 учебном году:

    1. Гражданское и патриотическое воспитание

    2. Профилактика противоправного поведения

    3. Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения

    4. Экологическое воспитание

    5. Экономическое воспитание

    6. Трудовое воспитание и профориентационная работа

    7. Взаимодействие учреждения образования с семьей

    При планировании воспитательной работы необходимо руководствоваться принципами целенаправленности, системности, учета возрастных особенностей, интересов учащихся, преемственности, последовательности, реалистичности запланированных мероприятий. Особенности проведения информационных и классных часов аналогичны 2017/2018 уч. году. Рекомендуем каждый четвертый четверг месяца проводить для учащихся единый день информирования под общим названием «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» с приглашением видных государственных и общественных деятелей, депутатов, медийных персон. Особое внимание уделять мероприятиям, посвященным Году малой родины, а также предстоящим II Европейским играм в Минске в 2019 году.

    1. Гражданское и патриотическое воспитание

    2018 год в Беларуси объявлен Годом малой родины (следует продолжить работу по расширению знаний учащихся о происхождении названий и истории своей улицы, района, населенного пункта, их достопримечательностях, памятниках, знаменитых земляках, привлекать учащихся к участию в исследовательских проектах краеведческой направленности, волонтерском движении, благотворительных и трудовых акциях…).

    Учреждениям образования рекомендуется организовать посещение учащимися Национальной библиотеки Беларуси, которая реализует проект «Славутыя імёны Бацькаўшчыны». Важным является детско-юношеский туризм. В новом учебном году необходимо продолжить работу по формированию у учащихся уважительного отношения к государственной символике. Возрастает актуальность проведения работы по формированию у учащихся готовности к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь.

    Юбилейные даты:

    29.10.2018 г. – 100-летие ВЛКСМ,

    15.03.2019 г. – 25-летие Конституции Республики Беларусь,

    26.06.2019 г. – 45 лет со дня присвоения Минску звания «Город-герой».

    03.07.2019 – празднование 75-ой годовщины освобождения от немецко-фашистских захватчиков.

    2. Профилактика противоправного поведения

    Следует обеспечить на должном уровне организацию занятости несовершеннолетних в свободное время, их максимальный охват при проведении профилактических мероприятий. Эффективными формами и методами работы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних являются индивидуальное и групповое консультирование, диспуты, решение проблемных задач и ситуаций нравственно-правового содержания, проведение бесед, организация профильных лагерей, проведение туристических походов.

    Особое внимание следует обратить на организацию индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в ИДН. Необходимо обеспечить постоянный мониторинг организации свободного времени обучающихся; принять дополнительные меры по обеспечению занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время.

    3. Формирование ЗОЖ, ответственного и безопасного поведения

    Организация деятельности этого направления может быть эффективной только в результате целенаправленной совместной работы педагогов, родителей и учащихся с использованием всех ресурсов социума, при условии консолидации усилий медицинской, социально-педагогической, психологической и методической служб в учреждении образования. Одним из важнейших направлений формирования ЗОЖ является спортивно-массовая, физкультурно-оздоровительная работа.

    Знаковым событием станет проведение в г. Минске с 21 по 30 июня 2019 года II Европейских игр, в рамках которых будут проведены соревнования по 15 видам спорта, будет задействовано около 6 тыс. волонтеров.

    Сохраняют актуальность методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения и вовлечения подростков в деструктивные сообщества и игры, употребления психоактивных веществ. Приоритетом должно быть воспитание человека, способного самостоятельно справляться с психологическими трудностями и жизненными проблемами.

    Одним из приоритетных направлений остается обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры учащихся. Важным является и проведение активной информационно-разъяснительной работы с учащимися о правилах безопасного поведения на дорогах

    4. Экологическое воспитание

    В современных социокультурных условиях важными являются социальные аспекты экологического воспитания: формирование ценностного отношения к обществу и природе, развитие активной жизненной позиции в бережном отношении к природе, экологических убеждений и ответственности; влияние экологических факторов на здоровье человека; экологическая безопасность.

    Содержательные установки экологического направления реализуются через познавательную, практико-ориентированную, исследовательскую, проектную деятельность.

    1 января 2016 г. вступили в силу 17 Целей устойчивого развития (ЦУР), зафиксированные в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка-2030). Один из этапов дальнейшей работы - присоединение Беларуси к международной инициативе «Самый большой урок в мире». Международный образовательный проект «Самый большой урок в мире», поддерживаемый ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО, направлен на информирование детей и молодежи о ЦУР (отдельные данные доступны на русском языке http://worldslargestlesson.globalgoals.org/ru/). Организаторы инициативы готовят методические материалы, позволяющие осуществлять проекты и стимулировать действия в поддержку ЦУР (http://worldslargestlesson.globalgoals.org/ru/animated-films/).

    5. Экономическое воспитание

    В настоящий момент признается целесообразным и необходимым ознакомление всех учащихся с основами экономики на примере ведения домашнего хозяйства, а также с основами предпринимательской деятельности. В качестве базовых технологий экономического воспитания наиболее результативными являются игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные, организационно-деятельностные, тренинговые, коммуникативные игры), технология проектирования, технология проблемного обучения (анализ экономических ситуаций), технология развивающего обучения. Наиболее эффективными формами экономического воспитания являются молодежное предпринимательство, деятельность в рамках создания и функционирования учебных фирм, компаний

    6. Трудовое воспитание, профориентационная работа

    К наиболее успешно функционирующим формам организации трудового воспитания относятся:

    создание и поддержание трудовых традиций;

    проведение ярмарок, конкурсов, проектов, трудовых десантов и т. д.;

    проведение мероприятий по формированию трудовых умений и навыков;

    привлечение обучающихся к участию в республиканском месячнике, субботниках, других мероприятиях по благоустройству и озеленению территорий; проведение ежегодных республиканских акций «Наш труд вливается в труд нашей республики»…

    В новом учебном году необходимо продолжить комплексную работу по профессиональной ориентации учащихся с учетом современных тенденций на рынке труда. Рекомендуется проведение Дней профориентации; Дней открытых дверей; Дней профессии; мероприятий, посвященных профессиональным праздникам; проведение встреч с передовиками производства, знаменитыми специалистами-выпускниками; популяризация трудовых достижений учащихся; проведение общественных акций совместно с трудовыми коллективами организаций региона; развитие информационного обеспечения профессиональной ориентации учащихся. Рекомендовать реализацию проектов «Знаменитые выпускники»; проведение конкурса видеороликов «С профессией – в будущее!»; проведение Дней рабочих профессий, активного профориентирования «Твое будущее в твоих руках»; проведение конкурсов творческих проектов (газет, эссе, сочинений, слоганов) «Представляю свою профессию», «Путеводитель в мир профессий», «Моя профессия нужна людям», конкурса агитбригад «В будущее вместе с нами!»; посещение ресурсных центров.

    7. Взаимодействие с семьей

    Необходимо осуществлять целенаправленную деятельность по повышению уровня родительской ответственности за воспитание детей и лиц, их заменяющих. На интернет-сайтах учреждений образования должны быть освещены вопросы о семейных взаимоотношениях, вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних, информация о контактных телефонах лиц, к которым могут обратиться граждане в случае установления фактов семейного неблагополучия и насилия в отношении детей. Предполагается проведение мероприятий, приуроченных ко Дню семьи, Дню матери, Дню защиты детей, конкурса исследовательских работ «Семейные династии»; конкурса эссе «Мое первое воспоминание о маме/папе», «Советы от моих дедушек и бабушек»