БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал БНТУ
"Жодинский государственный политехнический колледж"
Translate to English Архив новостей
Вернуться на главную страницу Электронная приёмная Карта сайта

Инструктивно-методическое письмо (выдержки) «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования в 2016/2017 учебном году»

Методические рекомендации (выдержки) «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования в 2017/2018 учебном году»

    Современное состояние воспитательной среды в учреждениях профессионального образования требует совершенствования в направлениях:

    • - анализа результатов развития личности учащихся в учреждениях профессионального образования, выявленных в процессе мониторинга;
    • - активизации деятельности ученического самоуправления и молодежных общественных объединений;
    • - изменения подходов к воспитательно-профилактической работе с учащимися, склонными к асоциальному поведению, совершению преступлений и правонарушений;
    • - повышения педагогического мастерства в овладении современными интерактивными формами и методами воспитательной работы.

    Решение проблемных вопросов позволит обеспечить создание современного и эффективного воспитательного пространства во взаимодействии учреждения образования, социальных партнеров, общества.

    Целью воспитательной работы в 2017/2018 учебном году является создание условий, способствующих формированию личностных и гражданских качеств будущего специалиста, их общей и профессиональной культуры, культуры быта и досуга, культуры общения, нравственных качеств гражданина, патриота, семьянина; чувства социальной ответственности; способности к жизненному самоопределению и самореализации.

    Современное состояние воспитательной среды в учреждениях профессионального образования требует совершенствования в направлениях:

    • • Прививать учащимся основополагающие ценности, идеи, отражающие сущность белорусской государственности, формировать активную общественную позицию молодежи.
    • • Способствовать формированию у обучающихся гражданских качеств через личностное познание общественно-политической системы государства, своих прав и обязанностей, осмысление гражданского долга, значимости участия в преобразованиях в стране.
    • • Совершенствовать работу по профилактике преступлений и правонарушений среди учащихся, формированию навыков самодисциплины, культуры поведения.
    • • Способствовать повышению пропаганды здорового образа жизни, формированию. личной ответственности учащихся за состояние своего здоровья.
    • • Осуществлять социально-педагогическую поддержку и оказание психологической помощи учащимся, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.
    • • обеспечить повышение эффективности организации шестого дня недели, взаимодействия с базовыми предприятиями, организациями-заказчиками кадров, учреждениями общего среднего образования при проведении профориентационной работы.
    • • содействовать воспитанию профессионально значимых качеств будущего специалиста, способного к организаторской деятельности, инициативного, творческого, ответственного; способного к принятию решений в социальных проблемных ситуациях.
    • АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

      4.1. Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание.

      Деятельность учреждений профессионального образования должна быть направлена на усиление воспитательного потенциала учебных занятий, их идеологической составляющей (социально-гуманитарных дисциплин, а также факультативных занятий, направленных на формирование мировоззренческих основ личности).

      Этому направлению будет способствовать использование интерактивных форм работы, таких как дистанционные форумы (с использованием видеоконференц-связи, в форме «чата» и др.), фокус-группы «Молодежные дебаты», «Открытый диалог» с участием государственных и общественных деятелей, депутатов Национального собрания Республики Беларусь.

      Деятельность по формированию активной гражданской позиции у учащихся должна быть направлена на участие в республиканских молодежных акциях, проектах: гражданско-патриотический проект «Собери Беларусь в своем сердце», историко-краеведческая экспедиция «Замки Беларуси», республиканский фестиваль-конкурс по экономике и предпринимательству «Лестница успеха», проведение авто/велопробегов по историческим, культурным и природным памятным местам Беларуси и др. мероприятия, предусмотренные Программой «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы. Целесообразно использовать сборник методических материалов «Формирование активной гражданской позиции учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования» / сост.: Л.И. Змитрачкова, Г.П. Юрьян; под ред. О.С. Поповой, Ю.В. Емельяненко. - Минск: РИПО, 2015. –235с.

      В работе использовать дополнительные педагогические средства, такие как открытый показ и обсуждение документальных фильмов, снятых на киностудии «Летапіс»: «Встреча на Эльбе» (автор и режиссер А. Алай); «Маленький остарбайтер» (автор и режиссер Ю. Горулев); «Этого быть не могло… Но так было» о детях Минского гетто (автор и режиссер А. Войнич)…

      Целесообразно организовать посещение Музея современной белорусской государственности Особое внимание в новом учебном году необходимо уделить участию в республиканских программах и проектах, организованных ОО «БРСМ: «Мы – граждане Республики Беларусь», «Цветы Великой Победы», «Открытый диалог», «К защите Отечества – готов!», «100 идей для Беларуси», «Восстановление святынь Беларуси» и др.

      В 2017 г. отмечается 500-летие белорусского книгопечатания, неразрывно связанное с именем Франциска Скорины. Следует организовывать виртуальные читательские клубы, форумы «Моя любимая книга», «Кніга – невычэрпная крыніца ведаў» и др. В сентябре провести кураторские часы, посвященных Дню белорусской письменности.

      Необходимо активизировать работу научно-исследовательских обществ учащихся, проведение творческих встреч молодежи с учеными-ветеранами Великой Отечественной войны, развитие стартап-движения в Республике Беларусь, включая проведение регулярных конкурсов для начинающих предпринимателей.

      Одним из актуальных направлений воспитательной работы является поликультурное воспитание учащихся, направленное на формирование умения жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму. Во втором полугодии 2017 года планируется проведение молодежного марафона «Диалог культур – единый мир» среди учащихся учреждений профессионального образования. В рамках марафона на региональном этапе будет организованы конкурсы по номинациям:

      - исследовательскии, информационные проекты по нац. культурам государств СНГ;

      - декоративно-прикладное творчество в культурах государств – участниц СНГ;

      - Интернет-ресурс по формированию толерантного отношения к представителям различных национальностей и вероисповеданий (создание веб-страницы, страницы в соц.сетях ).

      4.2. Формирование информационной культуры учащихся и безопасности информационной среды.

      В соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь от 29.11.2012 г. №11-01-07/П-755 «Об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования», куратор обязан еженедельно проводить информационный и кураторский час по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы. Кураторский час проводится по запланированной тематике, при этом не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности учащихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни группы.

      Следует обеспечить систематическое ведение на сайтах веб-страниц, содержащих основные аспекты организации социальной, воспитательной и идеологической работы, предоставление онлайн-консультаций, оперативной информации по различным вопросам обучения и воспитания (страницы, посвященных шестому дню, взаимодействию с родителями).

      Особое внимание следует обратить обучению учащихся безопасному поведению в интернет-пространстве, формированию конструктивных ресурсов и моделей здорового поведения в стрессогенных ситуациях, формированию самоконтроля поведения в Интернете.

      4.3. Развитие ученического самоуправления. Работа с молодежными общественными объединениями. Формирование лидерского потенциала.

      Ученическое самоуправление функционирует на основании Положения об органах ученического самоуправления, годового плана работы самоуправления. Структура самоуправления должна определяться, исходя из потребностей реальной жизни коллектива. Органы самоуправления в учреждениях могут быть постоянными (Совет учащихся, Совет лидеров, Совет колледжа, Старостат, Совет группы), или временными. В учреждениях профессионального образования обычно, функционируют трудовой, учебный, информационный, культурно-массовый, социально-бытовой, физкультурно-оздоровительный сектора.

      Для повышения качества работы первичных организаций ОО «БРСМ» в учреждениях профессионального образования рекомендуется активизировать взаимодействие с представителями городских комитетов ОО «БРСМ» с целью организации встреч с учащимися.

      В целях привлечения учащихся в молодежные отряды охраны правопорядка (МООП), информировать о достигнутых результатах и о возможностях участников МООП с приглашением представителей правоохранительных органов.

      4.4. Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения.

      Рекомендовано проводить информационно-просветительскую, профилактическую, коррекционно-развивающую работу по трем уровням:

      - социальный: пропаганда здорового образа жизни средствами массовой информации (информация на сайте учреждения, в социальных сетях, издания и стенгазеты), проведение информационно-просветительской работы совместно с учреждениями здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, общественными объединениями и др.;

      - инфраструктурный: создание безопасных условий в учреждениях профессионального образования для безопасной жизнедеятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований; развитие сети спортивных секций и объединений по интересам;

      - личностный:формирование системы ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.

      Воспитательная работа требует активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами. Также следует проводить молодежно-имиджевые акции («Цена зависимости – жизнь», эстафеты мнений: «Бесконфликтное поведение – основа здорового общества», «Как справиться с вредной привычкой»), дискуссионные качели («Быть здоровым модно — быть здоровым можно», «Книга или компьютер: все «за» и «против») и др.

      Следует активизировать работу по проведению практических занятий, тренингов для учащихся по обучению навыкам поведения на воде на базах спасательных станций ОСВОД.

      4.5. Профилактика противоправного поведения детей и учащейся молодежи.

      Уделять внимание деятельности по профилактике антиобщественных явлений в молодежной среде: индивидуальная профилактическая работа с учащимися, совершившими противоправные действия, проживающими в неблагоприятных условиях, направленная на усвоение учащимися систематизированных знаний о праве, основах законодательства Республики Беларусь, формирование законопослушного поведения, понимания ответственности за противоправные действие. Продолжить практику проведения факультативных занятий, мероприятий правовой направленности с целью изучения нормативных правовых документов Республики Беларусь, повышения уровня правосознания учащихся.

      В целях предупреждения антиобщественного поведения несовершеннолетних необходимо исключить случаи отчисления несовершеннолетних в отношении которых в соответствии с законодательством проводится индивидуальная профилактическая работа, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, из учреждения образования без письменного согласия КДН.

      В течение дня информировать инспекцию по делам несовершеннолетних (далее – ИДН) по месту фактического проживания об отсутствии на занятиях учащегося, с которым субъектами профилактики проводится индивидуальная профилактическая работа (Протокол поручений Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров 17.05.2017 г. № 33/пр).

      4.6. Духовно-нравственное воспитание.

      В целях воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности в 2017/2018 учебном году необходимо обеспечить проведение и участие учащихся в республиканских акциях «Инклюзивный мир», «Без барьеров», конкурсах социальных роликов «Разные – равные» и др., продолжить работу объединений по интересам духовно-нравственной направленности ( «Скарбонка», «Арт-жест», «Экспромт», «Ориентир», и т.п.) и др. Важным условием формирования у учащихся эмпатии, гуманности, чувства собственного достоинства и уважения к другим людям, развития организаторских способностей, социальной ответственности является включение учащихся в волонтерское движение и благотворительную деятельность.

      4.7. Семейное и гендерное воспитание учащихся.

      Активизировать работу по формированию у учащихся ценностного отношения к семье, осознанному родительству, обеспечению гендерного равенства с использованием форм работы, интересных для молодежи: составление родословной, семейных летописей, кинохронологий; проведение выставок, экспозиций семейного творчества и др. Особое внимание следует уделять учащимся из категории детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.

      Следует шире использовать интерактивные игры по решению проблемных ситуаций, жизненных историй, целесообразно проводить шоу-викторины, творческие мастерские «Семейные права и обязанности», «Лучший, лучшая домохозяйка», «Семейный очаг» и мероприятия, направленные на популяризацию идеи многодетных семей: конкурс эссе «Мое первое воспоминание о маме/папе», «Советы от моих дедушек и бабушек»; конкурс мультимедийных презентаций: «Все начинается с матери!»; инфо-сессии: «Семья, семейные отношения, воспитание детей»; создание клубов молодой семьи «Основы семейного мира»...

      Для формирования ответственного отношения учащихся к своему репродуктивному здоровью и осознанному родительству рекомендуется проводить круглые столы, консультирование «Разговор о самом важном», «Нерожденные дети», «Семейные взаимоотношения», акции «Молодёжь Беларуси против ВИЧ и СПИДа», «Я за здоровый образ жизни – присоединяйся!», психологические игры «Скульптура семьи», упражнения «На пороге брака» с моделированием ситуаций конфликтов полов и способов их решения.

      4.8. Профессиональное образование в интересах устойчивого развития.

      Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года.

      Приоритеты профессионального образования в интересах устойчивого развития:

      - воспитание гуманистического мировоззрения;

      - экологизация социума;

      - социализация природопользования;

      - актуализация – внедрение в учебный процесс прикладных дисциплин;

      - междисциплинарность –обучение устойчивому развитию через различные предметы.

      С этой целью рекомендуется проводить викторины «Эрудиты энергоэффективности», акции «Экономь для себя», «Зеленая волна», «Сохраним природу вместе»; эколого-экономические беседы по вопросам осмысления энергетических проблем мира и Республики Беларусь «Мыслить глобально, а действовать локально»; кураторские часы «Энергосбережение в действии», «Сознательное энергосбережение – миф или реальность», конкурсы рисунков, плакатов, постер-мотиваторов по энергосбережению и другим направлениям.

      4.9. Организация «Профессиональных суббот».

      В целях повышения привлекательности профессионального образования возрастает значимость сотрудничества учреждений профессионального образования с учреждениями общего среднего образования. Необходимо шире использовать ресурсы учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, сделав акцент на организацию «Профессиональных суббот» для школьников в шестой школьный день.

      Особое внимание следует уделить использованию современных интерактивных форм профагитации (промо-акции, профориентационные флеш-мобы, авто- и велопробеги и др.), используя возможности IT-технологий, потенциал интернет-ресурсов, теле-, радиостудий СМИ.

      следует организовывать профессиональные пробы для учащихся школ, основанные на выполнении школьниками простейших технологических операций, и направленные на формирование первоначальных знаний и умений в выполнении трудовых действий.

      4.10. Формирование культуры быта и досуга в условиях общежития

      Следует проводить мероприятия, направленные на создание благоприятного морально-психологического климата в общежитии и формирование правовой компетентности, используя банк современных воспитательных технологий: информационные часы, брейн-ринги, викторины, тренинги и др.: «Путешествие в мир прав и обязанностей», «Я – гражданин Республики Беларусь», «Знаешь ли ты закон?», «Твоя жизнь – твой выбор», «Подросток и закон», «Закон и я», и др. Рекомендуется проводить мероприятия, направленные на формирование психологической культуры и физического потенциала личности: групповые занятия «В мире эмоций», «Разрешение конфликтов без насилия»; игровая программа «Человек и его здоровье»; ток-шоу «Здоровый образ жизни. Ты за?»; диспут «Самый страшный в мире убийца» и т.д.

      В своем выступлении на республиканском семинаре-совещании «Пути совершенствования идеологической и воспитательной работы в системе образования Республики Беларусь» (г. Гродно, 17-18 марта 2017 г.) Министр образования И.В. Карпенко подчеркнул, что «Педагог…должен быть полноценным коммуникантом по актуальным для обучающихся по социально-политическим и идеологическим вопросам».