БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал БНТУ
"Жодинский государственный политехнический колледж"
Translate to English Архив новостей
Вернуться на главную страницу Электронная приёмная Карта сайта

Инструктивно-методическое письмо (выдержки) «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования в 2016/2017 учебном году»

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  2. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
  3. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
    • 3.1. Программно-планирующая документация воспитания.
    • 3.2. Мониторинг качества социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования.
    • 3.3. Экспериментальная и инновационная деятельность.
  4. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
    • 4.1. Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание.
    • 4.2. Педагогическое сопровождение одаренных учащихся. Развитие ученического самоуправления.
    • 4.3. Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни, профилактика противоправного поведения.
    • 4.4. Экологическое воспитание, формирование готовности к деятельности в интересах устойчивого развития. Экономическое воспитание.
    • 4.5. Взаимодействие с семьей, подготовка к будущей семейной жизни.
    • 4.6. Организация воспитательной работы с учащимися с особенностями психофизического развития.
    • 4.7. Организация воспитательной работы в шестой день недели.
    • 4.8. Организация социальной, воспитательной и идеологической работы в общежитии.
    • 4.9. Деятельность социально-педагогической и психологической службы.

    Воспитание должно быть направлено на формирование у учащихся таких важнейших личностных качеств, как трудолюбие, организованность, дисциплинированность, ответственность и осуществляться в соответствии с основными положениями идеологии белорусского государства, принципами государственной политики в сфере образования, государственной молодежной политики.

    2016 год объявлен в Беларуси Годом культуры, при разработке сценариев различных мероприятий необходимо учитывать знаменательные события истории и культуры Беларуси: 125-летие со дня рождения Максима Богдановича (декабрь), 45-летие открытия мемориала «Брестская крепость-герой» (сентябрь), подготовка к мероприятиям по случаю празднования юбилеев Янки Купалы, Якуба Коласа в 2017-м году и др.

    Современное информационное общество ставит перед учреждениями профессионального образования задачу подготовки выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией. В связи с этим большое значение должно уделяться созданию и функционированию информационного пространства воспитательной работы. Согласно Положению о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29 апреля 2010 года № 645)информация на сайте должна регулярно обновляться (не реже одного раза в неделю), а информация о новостях датироваться.

    При планировании воспитательной работы необходимо обратить внимание на широкое использование современных интерактивных форм и методов, в основе которых лежит инициатива и практическое участие каждого учащегося: творческие клубы, объединения, включение в воспитательный процесс диалогических и дискуссионных форм работы, организация научно-исследовательской, проектной, волонтерской деятельности.

    4.1. Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание.

    Приоритетными направлениями деятельности (в том числе БРСМ) являются: поддержка одаренной и талантливой молодежи, реализация гражданско-патриотических и культурно-досуговых проектов, развитие деятельности молодежных отрядов охраны правопорядка (МООП), поддержка и развитие инновационной и научной деятельности, студотрядовское движение, волонтерское движение «Доброе Сердце», развитие международного молодежного сотрудничества, информационная работа.

    Важным направлением гражданского и патриотического воспитания является организация экскурсионной работы, которая способствует формированию у учащихся положительного отношения к своему Отечеству, чувства любви и привязанности к родным местам: организация историко-этнографических экскурсий по родному краю (Несвиж, Мир, Брест, Хатынь, Курган Славы и др.), однодневных туристических походов «Наш край – Беларусь», пешеходных экскурсий «Памятные места нашего города», «Их именами названы улицы».

    Одним из актуальных направлений воспитательной работы в УССО в 2016/2017 учебном году является поликультурное воспитание учащихся, направленное на формирование умения жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму. В УССО рекомендуется организовывать «круглые столы», конференции, диспуты, на которых будут решаться спорные проблемы современности.

    4.2. Педагогическое сопровождение одаренных учащихся. Развитие ученического самоуправления.

    Система работы с одаренными учащимися УССО должна включать в себя следующие направления деятельности: выявление учащихся, обладающих способностями к интеллектуальной, творческой, изобретательской, организаторской деятельности; создание условий для включения талантливых детей и молодежи в интеллектуальную и творческую деятельность; развитие и совершенствование научно-методической базы, внедрение современных педагогических технологий в сфере организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренной учащейся молодежи; повышение профессионального мастерства педагогических кадров.

    Особое внимание необходимо уделить организации психологического сопровождения конкурсантов на протяжении всех этапов подготовки к участию в международных конкурсах (WorldSkillsInternational, «Таланты XXI века», «Невские берега»).

    Важно ученическое самоуправление, основная цель которого – совместное творческое решение управленческих задач, создание оптимальных условий для включения обучающихся в разнообразную содержательную коллективную деятельность, стимулирование к социальной активности и творчеству.

    В 2016/2017 учебном году следует обратить внимание на поддержку волонтерской деятельности, которая способствует развитию организаторских способностей и лидерских качеств, социальной ответственности подрастающего поколения, эмпатии, гуманности, справедливости, чувства собственного достоинства и уважения к другим людям: участие в слетах отрядов волонтеров, республиканском конкурсе «Волонтер года – доброе сердце», открытом фестивале волонтерских команд, республиканской благотворительной акции «Чудеса на Рождество» и др.

    4.3. Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.

    В 2016/2017 году в УССО необходимо обеспечить реализацию комплекса мероприятий Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2016 - 2020 годы. Особое внимание следует уделить вопросам совершенствования системы воспитательной работы среди учащихся по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, профилактике травматизма, недопущению случаев нанесения вреда здоровью участникам образовательного процесса от других лиц, обучения навыкам безопасного поведения, популяризации здорового образа жизни, формирования антинаркотического барьера.

    Необходимо обеспечить своевременное проведение инструктажей, ознакомление учащихся с правилами безопасного поведения, внутреннего распорядка.

    Важным аспектом в обеспечении безопасной жизнедеятельности учащихся является расширение взаимодействия с Государственной автоинспекцией по развитию у учащихся навыков ответственного поведения при участии в дорожном движении (акции «Стань заметней», «За руль – после совершеннолетия», «Безопасный переход» и др.), сотрудниками Министерства по чрезвычайным ситуациям по обучению навыкам поведения в экстремальных жизненных ситуациях (тренинги, семинары…).

    При организации мероприятий профилактического характера необходимо активно привлекать к сотрудничеству специалистов учреждений здравоохранения, сотрудников подразделений по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД, представителей спортивных клубов, специалистов многопрофильных центров по работе с детьми и молодежью по месту жительства, общественных организаций и работников средств массовой информации.

    4.4. Экологическое воспитание, формирование готовности к деятельности в интересах устойчивого развития. Экономическое воспитание.

    Необходимо развивать практическую и исследовательскую деятельность обучающихся по реализации проектов «Очистка природных территорий от твердых бытовых отходов», «Экологический аудит», «Экология города и ее влияние на здоровье жителей»; проводить конкурсы экологических проектов «Будущее за тобой»; мероприятия, направленные на энерго- и водосбережение, рациональное обращение с отходами, сохранение природного биоразнообразия; организовывать познавательные программы «Зеленая экономика».

    Целью экономического воспитания в УССО является оказание помощи учащимся в адаптации к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.

    В практике работы учреждений профессионального образования рекомендуется использовать различные методы и приемы моделирования профессиональной деятельности, например, ролевые игры, создание ученических фирм, бизнес-компаний и др.. Необходимо включать во внеучебную деятельность формы работы, вызывающие интерес и положительное отношение к предпринимательской деятельности: информационные часы «Молодежное предпринимательство», тренинги «Поиск бизнес-идей», «Роль других профессий в моем деле», «Карьерный рост выпускника»…

    4.5. Взаимодействие с семьей, подготовка к будущей семейной жизни.

    Целесообразно приобщать родителей к участию в культурно-досуговых и спортивно-массовых мероприятиях, организуемых учреждением профессионального образования; повышать уровень педагогической культуры родителей, практикуя свободные демократичные формы работы, такие как родительские гостиные, родительские ринги, организовывать дистанционные консультационные пункты по повышению психологической компетентности родителей в различных кризисных ситуациях; шире использовать возможности социальных сетей, электронной почты, сайта учреждения образования.