БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал БНТУ
"Жодинский государственный политехнический колледж"
Translate to English Архив новостей
Вернуться на главную страницу Электронная приёмная Карта сайта





Филиал БНТУ «Жодинский государственный политехнический колледж» 26 апреля 2019 года проводит VIII научно-практическую конференцию учащихся «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»















МО кураторов «ЗАНЯТОСТЬ УЧАЩИХСЯ – профилактика безнадзорности и слагающая успеха образования»










Методическая разработка учебно-воспитательного мероприятия гражданско-патриотической направленности













Презентация на тему: «Роль куратора в развитии самоуправления учащихся»





Презентация на тему: «Нетрадиционные формы и методы воспитания»






Презентация на тему: «Выдающиеся педагоги и их теории воспитания»













Воспитательная работа в 2016 - 2017 учебном году




СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Родители - главные воспитатели учащихся колледжа. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности учащегося.

Система воспитательной работы складывается на основе взаимодействия преподавателей, кураторов, администрации колледжа и родителей.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

  1. повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
  2. вовлечение родителей в у чебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
  3. участие родителей в управлении (совет профилактики, родительские комитеты, работа СППС).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия колледжа и семьи, на усиление их воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование… Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности:

Традиционные Нетрадиционные
  • Родительские собрания
  • Индивидуальные консультации педагога
  • Посещения семьи на дому
  • Дни творчества детей и их родителей
  • Открытые занятия и мероприятия
  • Помощь в организации и проведении внеклассных дел
  • Помощь в укреплении материально-технической базы колледжа
  • Участие в социологических опросах
  • Переписка с родителями
  • Лекции о воспитании
  • Родительские тренинги
  • Родительские конференции
  • Дискуссии
  • Круглые столы
  • Устные журналы
  • Практикумы
  • Родительские вечера
  • Совместные творческие дела
  • Организация совместных досуговых мероприятий
  • Ролевые игры
  • Встречи с работодателями, фельдшером, психологом…

• КТД - коллективное обсуждение рейтинга эффективности форм взаимодействия куратора и родителей учащихся.

Родительское собрание. Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые и т. д. Каждое собрание требует тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности.

Конференция – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей.

Практикум

Это форма выработки у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. Это можно использовать на родительском собрании. В ходе педагогического практикума преподаватель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и колледжа и т. д.

Открытые занятия

Обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями преподавателя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в колледже. День открытых занятий проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят занятия в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей.

Педагогическая дискуссия или диспут

Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Главный принцип – уважение к позиции и мнению каждого участника. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Темой диспута может служить любая спорная проблема семей¬ного и колледжного воспитания, например: «Выбор профессии — чье это дело?».

Ролевые игры

Это коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Методика ролевой игры предусматривает: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними, предварительно обсудить возможные позиции и варианты поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации

Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учащихся, этим не следует пренебрегать. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Консультации полезны и для преподавателя и для родителя. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

Посещение семьи

Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Кураторы, планируя посещение той или иной семьи, тщательно уясняют себе цель посещения: это и общее ознакомление с условиями жизни учащегося, и решение какого-то конкретного вопроса воспитания, а также анализ причин неуспеваемости, план совместных действий в помощь учащемуся в учебе.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в колледже, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон общения.

Организация совместных досуговых мероприятий

Эффективность воспитательной работы повышается, когда родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 Марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концер¬тов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН… Кроме того, даже не систематические, а единичные коллектив¬ные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в самоуправление учащихся. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является родительский комитет учащихся группы. Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общеколледжный родительский совет (комитет). Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия колледжа и семьи для решения воспитательных задач.

Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи с ССУЗом, а также взаимодействию родителей и преподавателей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся групп и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам преподаватель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

Индивидуальные беседы по телефону причем о каких – либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и неудачах.

Встречи с группами родителей тех обучающихся и студентов, чьи проблемы пребывания в колледже похожи.

Встречи с работодателями. Необходимы особенно накануне распределения для подготовки семей выпускников к выбору места будущего трудоустройства.

Организация встреч с фельдшером по вопросам контроля здоровья обучающихся.

Консультации, тестирование и анкетирование психологом родителей и лекции о психологических особенностях данного возраста.

Педагогам и родителям на заметку

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы преподаватели и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

Колледж может помочь родителям в решение многих вопросов воспитания детей, но он никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.

Помните, если:

  • ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  • ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
  • ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
  • ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
  • ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
  • ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
  • ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
  • ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики.

Памятка родителям:

  • уважайте личность ребенка;
  • чаще проводите досуг вместе с детьми;
  • принимайте участие в делах группы;
  • будьте в курсе дел своего ребенка;
  • контактируйте с куратором
  • общайтесь с друзьями своего ребенка

Стили взаимодействия куратора с родителями учащихся.

Прежде всего приведем некоторые типичные варианты взаимоотношений семьи и учебного заведения (УЗ) в целом.

Первый вариант — формально-административный. «Позиция родителей такова: “Мы вам сдали детей, вот вы их учите и воспитывайте: вам за это деньги платят”. Позиция УЗ: “Вы обязаны контролировать учебу и поведение своих детей, в противном случае мы вызовем вас на педсовет, на административную комиссию, напишем письмо по месту работы”. Связь с семьей осуществляется по телефону и посредством вызова отца или матери в УЗ.

Второй вариант — терпимо-дружественный. Позиция родителей: надо участвовать в жизни группы, где учится ребенок, помогать преподавателю в организации экскурсий. Это хорошо во всем смыслах, но прежде всего для ребенка: к нему будут лучше относиться преподаватели. Позиция УЗ: семья обязана помогать преподавателям в обучение и воспитании детей.

Третий вариант — товарно-денежный. Позиция семьи: знания — товар, который можно купить, если есть свободные деньги. В этом случае не только подбор преподавателей, но и тип учебного заведения может определяться родителями. Позиция учебного заведения: кто платит, тот и музыку заказывает.

Наконец последний вариант - конфликтный. Позиция семьи: учебное заведение — это источник неприятностей, преподаватели - деспоты, творящие произвол над детьми. Но жаловаться бесполезно, да и некому. Это отразится на ребенке. Есть возможность забрать его из учебного заведения —- переводи, нет — терпи. Позиция УЗ: семья смотрит на преподавателей как на обслуживающий персонал, своих обязанностей выполнять не хочет, настраивает детей против преподавателей и начинает непрерывные скандалы. Ну, тогда пусть пеняет на себя.»

Успехов Вам в выборе наиболее эффективного варианта взаимоотношений «куратор – родители учащихся».