БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал БНТУ
"Жодинский государственный политехнический колледж"
Translate to English Архив новостей
Вернуться на главную страницу Электронная приёмная Карта сайта

Сегодня много говорят о счастье. Подростки точно знают: они хотят быть счастливыми. Но жизнь предлагает разное: и минуты радости, и испытания. Человек создан для счастья, бесспорно. Только если он не находит удовольствия и радости в обычной жизни, то придумывает «свой мир», в котором на достижение «счастья» не надо тратить душевные силы. И вот для людей, ставящих наслаждение превыше всего, объявился еще один укромный уголок, где можно спрятаться от лишних проблем и хлопот, — компьютерные игры.

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

  1. Родители в общении с ребенком не осознают его взросления, не изменяют стиля общения, не выходят на диалог, согласованные действия.
  2. Мама — сильная женщина, властная, капризная, осуждающая папу, считающая себя лучше (умнее) его, больше зарабатывающая, профессионально более ус¬пешная, подавляющая всех, в том числе и собственно¬го ребенка.
  3. Развод родителей в трудный возрастной период.
  4. Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.
  5. Незнание взрослыми правил психогигиены вза¬имодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых;
  6. Отсутствие контроля со стороны родителей.

ЭТАПЫ ПОПАДАНИЯ В ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

  1. Сначала ребенок понимает, что получает огромное удовольствие без серьезных душевных затрат (которые нужны, например, при просмотре серьёзного фильма). Потом, вместо того чтобы ходить на учебу, подросток идет в компьютерный салон, где сидит круглые сутки. Это приводит к болезни, переутомлению, снижению успеваемости.
  2. На втором этапе подросток избегает любой де¬ятельности и любого общения, кроме компьютера.
  3. Затем наступает полная деградация. Этот этап проходит не так явно, как при алкоголизме и наркомании, поскольку обычно начинают принимать активные меры родители и другие заин¬тересованные лица. Но успешность помощи в данном случае аналогична лечению любого запущенного хро¬нического заболевания.

СТЕПЕНИ ЗАВИСИМОСТИ

  • 1 -я степень — увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освое¬ние неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень.
  • 2-я степень — состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственны сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более трех часов в день, изменение учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущается сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения — компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.
  • 3-я степень — выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски занятий, обязательно — снижение успеваемости. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером — полная.
  • 4-я степень — клиническая зависимость. На данной стадии зависимости подростку необходима помощь психиатра, психолог выполняет функцию диспетчера. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля, слышание голосов, команд, отсутствующий взгляд, потухший и пустой, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необратимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении, как при шизофрении.

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕОГРАНИЧЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

  1. Человек в Интернете просматривает, например, электронные энциклопедии. Именно просматривает, а не изучает — так формируется поверхностное отношение к познавательной информации. Эта деятельность не требует усилий для осмысления, продумывания, вникания, так как вдумчивое чтение здесь места не имеет.
  2. Любой эмоциональный дискомфорт устраняется с помощью погружения в компьютерные игры, сайты, ребенок не учится никаким другим способам решения проблем — так формируется эмоциональная зависимость от компьютера и инфантильный стиль отношения к проблемам.
  3. Сидение за компьютером «сажает» зрение. Глаза страдают от нечеткой картинки, плохого света, от бликов, от необходимости долго смотреть в одну точку. Глазные мышцы устают, теряют эластичность и со временем отказываются работать с прежним успехом. Если ребенок в возрасте 14-15 лет ежедневно проводит у компьютера около двух часов, потеря зрения на диоптрию в год ему гарантирована.
  4. Из-за неудобного стула и стола работающий на компьютере со временем может заработать сколиоз. От долгого сидения нарушается кровообращение в области таза, что может привести к геморрою и ожирению.
  5. При длительной работе за компьютером может развиться шейный остеохондроз, так как страдают мышцы шеи, плечевого пояса, спины и позвоночник.
  6. Нагрузка приходится также на ноги: сидячая работа ведет к застою крови. Поэтому гимнастику нужно делать стоя, включив обязательно упражнения для ног — ходьбу на месте, приседания, встряхивания ногами.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

  1. Глазам работающего за компьютером помогут очки с перфорацией — это своего рода тренажер для глаз. Их надо надевать несколько раз в день (каждый час) на 5-7 минут. Отсидев 1-1,5 часа перед компьютером (телевизором), необходимо сделать гимнастику для глаз.
  2. Надо научиться правильно держать «мышку»: не зажимая, не сдавливая ее руками, так как это может вызвать запястный синдром (сильную боль, тяжесть в руках, дрожание, онемение пальцев). Полезны раз¬дельная клавиатура и широкий стол, позволяющий рукам располагаться на нем, а не свешиваться, что вызы¬вает усталость и напряжение в мышцах.
  3. Регулярная влажная уборка, обусловленная спецификой компьютерного монитора: его способностью собирать на себе пыль, что вызывает высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические реакции.
  4. Компьютер лучше всего ставить в углу, чтобы обезопасить себя от излучения.
  5. Работающий за компьютером должен знать, что существует необъяснимое огромное желание часто перекусывать во время работы за компьютером, а по¬скольку удобнее всего в этом случае обходиться бутербродами, то компьютероманы подвергаются серьез¬ной опасности ожирения.
  6. Монитор должен находиться в 60-70 см от пользо¬вателя и чуть выше уровня глаз.
  7. Ребенку до семи лет нежелательно взаимодей¬ствовать с компьютером. Если же особо продвинутым родителям очень хочется приобщить к нему своего малыша, то по крайней мере не разрешайте ребенку сидеть за компьютером больше 20 минут в день и чаще, чем один раз в два дня.
  8. Для детей 7-12 лет компьютерная норма — 30 ми¬нут в день, но не ежедневно!
  9. 12-14-летние могут проводить за компьютером 1 час вдень.
  10. От 14 до 17 лет максимальное время работы за компьютером 1,5 часа.
  11. Взрослым нежелательно работать за компьюте¬ром больше 5 часов.

ЦЕНЗУРА КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Цензурирование взрослыми компьютерных игр — вещь совершенно необходимая, причем не надейтесь, что за вас это кто-то сделает. Каждая игра, попадаю¬щая в руки ребенка, вначале должна проиграться кем-то из взрослых. Вникните в ее содержание. Задайтесь вопросами: что даст эта игра моему ребенку? Какие качества личности будет развивать в нем? Не даст ли толчок развитию слабых сторон личности? Не будет ли формировать агрессивный стиль поведения? Не даст ли какую-то опасную информацию?

В игре не должно быть ни одного «минуса». Она должна:

  • развивать;
  • не содержать бранных слов и выражений;
  • не формировать циничное отношение к происходя¬щему;
  • не содержать агрессивной информации;
  • не вызывать привыкания к боли, драматичным си¬туациям;
  • не учить противозаконным вещам;
  • не искажать (уродовать) внешний облик человека;
  • не содержать сексуальной тематики (рисунков по¬добного типа).

Оптимальный вариант, когда вашему ребенку остается очень мало времени на компьютерные игры, так как он занимается в спортивной секции, ходит в музыкальную школу, кружки и т.д.

ДИАГНОСТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Для того, что родителям узнать степень зависимости ребенка можно пройти простейший тес¬т: к ребенку, ув¬леченному игрой, обращается родитель с просьбой о помощи. И для ориентировки в степени «застревания» ребенка в компьютере необходимо пройти уровни об¬ращения:

  • 1-й уровень — просьба формулируется просто, напр.: «Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть кресло».

    Способы реагирования:

    • Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере — такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования.
    • Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается — такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца ов¬ладения новой игрушкой. На начальном этапе 2-й степени зависимости также может наблюдаться подобная реакция.
    • Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает — такое поведение свойственно зависимости 2-3-й степени.
  • 2-й уровень - в случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени, например на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста, передвинуть кресло. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ СТАЛ ЗАВИСИМЫМ ОТ КОМПЬЮТЕРА?

  1. Познакомьте его с временными нормами.
  2. Контролируйте занятость ребенка (кружки, интересы).
  3. Приобщайте к домашним обязанностям.
  4. Культивируйте семейное чтение.
  5. Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
  6. Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребенка в дом.
  7. Знайте место, где ребенок проводит свободное время.
  8. Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребенка.
  9. Научите способам снятия эмоционального напря¬жения, выхода из стрессовых состояний.
  10. Осуществляйте цензуру компьютерных игр.
  11. Играйте в настольные и другие игры.
  12. Установите запрет на вхождение определенной информации.
  13. Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
  14. Не забывайте, что родители — образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно).
  15. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение — лучший рецепт для профилактики зависи¬мости у вашего ребенка.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ У РЕБЕНКА КОМПЬЮТЕРНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ?

  1. Не идите путем насилия, не вводите строгих запре¬тов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребенок серьезно «завис», то резкое отлу¬чение его от «наркотика» может привести к кардиналь¬ным поступкам (попыткам самоубийства, уходу из дома и пр.).
  2. Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
  3. Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверен¬ными рецептами с учетом индивидуальной ситуации и личностных особенностей вашего ребенка.
  4. Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.
  5. Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.
  6. Установите небольшое ограничение режима пре¬бывания в виртуальном пространстве. Проследите ре¬акцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребенку выдерживать новые временные рамки.
  7. В случае если сокращать время постепенно удает¬ся, то идите этим путем до установления нормы.
  8. Если ребенок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратить¬ся к специалисту. Для начала — к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.
  9. Если психолог порекомендует обратиться к пси¬хиатру, значит, зависимость приобрела максимальную форму и захватила личность ребенка, частично изме¬нив его сознание. психолога, имеющего опыт решения про¬блем компьютерной зависимости.

ИЗДЕРЖКИ ВОСПИТАНИЯ И ЗАВИСИМОСТЬ

Авторитарный стиль, материнская доминантность, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера в семье, разобщенность членов семьи, телевизионная семья и другие причины, приводящие к уязвимости системы эмоциональной саморегуляции, низкой способности к быстрому восстановлению сил, импульсивности, непереносимости напряжения, болезненной восприимчивости, неспособности контролировать свои чувства, слабоволию, несамостоятельности, лености, безответственности, социальной дезадаптированности содействуют формированию зависимого поведения у подростка, в том числе от компьютера.