БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал БНТУ
"Жодинский государственный политехнический колледж"
Translate to English Архив новостей
Вернуться на главную страницу Электронная приёмная Карта сайта

Вы старше, вы мудрее, а потому избегайте конфликтов, не провоцируйте своего отпрыска на грубость, даже когда очень хочется дать достойный отпор и показать, "кто в доме хозяин". Будьте терпеливы и не отвечайте на грубость наказанием или запретами. Поверьте, подросток сам мучается от непонимания своих поступков и неумения владеть собой.

Объясните ему, что происходящие в его сознании процессы, переживания, свойственны всем молодым людям, независимо от национальности и места проживания. Каждый человек - неповторим. Надо принимать себя таким, каков ты есть, ценить себя, свою личность, свою индивидуальность.

Вы увидите, что физическая зрелость намного опережает его психическое развитие. Вас возмущает диссонанс между внешней взрослостью и детскими рассуждениями, безответственным поведением. По мере взросления это несоответствие сгладится, а пока терпите и не срывайтесь, не усугубляйте и без того сложного положения подростка. Он сам ощущает противоречивость, двойственность своего положения:

Стремление завоевать мир разбивается о недостаток знаний и отсутствие жизненного опыта.

Родители требуют принятия важных решений и серьезных поступков и в то же время опекают по мелочам.

Желание обрести финансовую независимость не находит практического воплощения, и приходится каждый раз просить денег у родителей.

Какая уж тут самостоятельность и взрослость! Это порождает массу проблем, решить которые самостоятельно подросток не может.

Агрессивность – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящие вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния тревожности, страха).

Причины появления агрессии:

  • соматические заболевания или заболевания головного мозга;
  • особенности воспитания ребенка в семье;
  • характер наказаний, которые применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка.

В таких случаях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо строгость, либо снисходительность. Как это не парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются у мягких, и чрезмерно строгих. Родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его. Всем известно, что зло порождает зло, а агрессия – агрессию.Если родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции своего ребенка, то он начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно. Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, золотую середину, могут научить своих детей справляться с агрессией.

Портрет агрессивного ребенка

Легко распознать ребенка с признаками агрессивного поведения. Он нападает на, обзывает и бьет, отбирает вещи, намеренно употребляет грубые выражения. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящее вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчивается так, как хотелось бы родителям и ребенку, но как следует – он не знает.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем».

Агрессивные дети очень часто подозрительны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувства преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничены. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Такой ребенок: часто теряет контроль над собой; спорит, ругается со взрослыми; специально раздражает других людей; винит других в своих ошибках; часто сердится и отказывается делать что-либо; завистлив и мстителен; чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (сверстников и взрослых), которые раздражают его.

Рекомендации

  • Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  • Демонстрировать детям модель неагрессивного поведения.
  • Быть последовательным в наказаниях ребенка (наказывать за конкретные поступки).
  • Наказания не должны унижать ребенка.
  • Обучать ребенка способами выражения гнева.
  • Давать ребенку возможность проявлять гнев сразу после фрустрирующих событий.
  • Обучать распознаванию собственных эмоциональных состояний и состояний окружающих людей.
  • Развивать способность к эмпатии (сопереживанию).
  • Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  • Отрабатывать навыки реагирования в конфликтных ситуациях.
  • Учить ребенка брать ответственность на себя.
  • «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
  • Находить повод хвалить, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
  • С агрессивными детьми нельзя разговаривать на повышенных тонах – тем самым вы подключаетесь к его возбуждению и провоцируете усиление негативных импульсов.