Профориентация как средство самоопределения старшеклассников
«Определение своего места в мире взрослых людей, обретение собственной профессиональной идентификации, построение долгосрочной жизненной и профессиональной перспективы всегда являлось максимально важной задачей для подростков, входящих во взрослую жизнь»
Поэтому выбор профессии - одна из самых важных жизненных проблем современного молодого человека. Она не теряет своей актуальности, потому что каждый год по окончанию школы тысячи выпускников должны выбрать свой профессиональный путь. Проблема поиска профессии у молодых людей переходит в проблему поиска себя в этой жизни. Огромный информационный поток при выборе профессии приводит старшеклассника в состояние растерянности, неопределенности. Вопрос: «Как помочь старшеклассникам выбрать оптимальную для них профессию и тем самым сделать первый шаг к решению проблемы самоопределения?»
Выбор профессии становится для старшеклассника самым важным, неотложным и трудным делом. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты, он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. В этот период самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся школы. На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и её содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши прежде всего самоопределяются в путях получения профессионального образования
Проблема выбора профессионального и жизненного пути встаёт перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознаёт всех отдалённых последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своём будущем. Поэтому в этот период важное значение имеет грамотно организованная профориентационная работа.
В юношеском возрасте важно приобрести трудовые умения и навыки, от которых зависит профессиональная работа в будущем. «Опыт показывает, что если в этом возрасте не сформировать умение делать что-либо серьёзное руками и головой, то вряд ли можно рассчитывать на выработку хороших профессиональных умений.»
В нашем колледже созданы благоприятные условия для подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных и конкурентоспособных на рынке труда. Учебный корпус расположен в благоустроенном четырехэтажном здании. В колледже имеется 73 современных учебных кабинета и лаборатории, производственные мастерские, библиотека, которая обеспечивает учащихся и преподавателей учебной, справочной и художественной литературой, читальный зал с возможностью выхода в интернет.
Мы стремимся создавать благоприятные условия не только для успешной учебы, но и для плодотворного отдыха. Для этого у нас есть спортивный зал, где не только проводят уроки физического воспитания, но и работают различные спортивные секции, в актовом зале колледжа проводятся торжественные и развлекательные мероприятия и работают кружки, в которых творчески одаренные учащиеся могут проявить и развить свои способности, для интеллектуалов при кабинетах и производственных мастерских работают научно-технические кружки различного направления.
В колледже ведется подготовка специалистов по следующим специальностям:
5-04-0714-03 - "Техническая эксплуатация технологического оборудования машиностроительного производства ";